В этом году 25 февраля сего 2009 года праздновался т.н. Буддийский
Новый год - Сагаалган. Конечно же это не просто Новый Год, но более
духовное празднование. В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы
между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по
лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по
астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в
разных странах эти даты могут не совпадать. Традиционно в канун Нового
года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические
прогнозы для жителей страны на будущий год.
За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый
молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения.
Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан
Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее
честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день,
непосредственно предшествующий Новому году. В этом году молебен будет
траслироваться по ТВ в прямом эфире. Для получения благословения богини
рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на
молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто
не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое
покровительство и поможет в решении сложных вопросов. В храме в течение
всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен
заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим
новым годом.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна
присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло). Перед
наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения
- Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека
«выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий
год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов
семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с
монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается
гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую
чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из
теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит
«выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером
при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и
выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого
они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если
человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним). В дни Нового
года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи -
это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение
«коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или
помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось
на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от
несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его
изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка
в новом году всем живым существам. Каждый год во время Сагаалгана значительно увеличивается количество
преступлений. Этот праздник высвобождает темные духовные силы и нам
нужно молиться что бы Дух Богоискательства действовал в этот праздник.
Дабы люди ощущали всю бессмысленность и бесполезность обрядов, и
начинали искать Истину.
Будем молиться в это время за бурятский, тувинский, калмыцкий народы!
Игорь Зырянов православный обновленческий священнослужитель
sibiria@bk.ru
Россия, Сибирский ФО, Красноярский край, Красноярск
Движение “Каждый народ”
http://www.kazhdynarod.org/main.php